Учиться мы будем играючи, а потому нашим первым проектом будет создание всем знакомой с детства игры - "Крестики-нолики".
Вы спросите какое отношение игры имеют к 1С, бухгалтерскому учету и торговле? Почти никакого. Но начинать нужно постепенно и со временем мы дойдём и до автоматизации складов. А пока начнём с малого.
Перед тем как начать программирование игры "Крестики-Нолики" давайте поразмышляем.
Мы уже знаем, что у формы есть Элементы, одним из которых является Кнопка. Кнопки способны выполнять команды, и, в то же время, обладают свойствами, которые позволяют управлять их отображением на форме (например, заголовок).
Например, можно использовать кнопку для того, чтобы создать поле с девятью активными областями (те клетки на которые мы кликаем и фиксируем действие, одновременно отображая надписи в виде "О" и "Х"). Кнопка нам более чем подходят для этого.
Далее нам потребуется описать логику игры. Участвуют двое: человек и компьютер. Мы всегда делаем ход первыми, ставим нолик, компьютер нам должен ответить - поставить куда-то крестик.
Что нам понадобится? Очевидно, нам понадобится запоминать наш ход и запоминать ход компьютера. Нам также понадобится менять заголовки кнопок: при нашем клике заголовок кнопки всегда "О", при ходе компьютера - "Х".
А для начала нам понадобится создать новую базу данных, в которой мы будем творить нашу игру. Давайте же сделаем это.
Шаг №1: создание пустой базы
Создадим пустую базу "Крестики-нолики".
Подробные инструкции
Запустим ярлык 1С, чтобы открылся список информационных баз, имеющихся на компьютере. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. Нам требуется создание новой базы, поэтому жмём кнопку "Добавить":
Откроется окно добавления информационной базы, в котором требуется выбрать первый пункт "Создание информационной базы" и нажать кнопку "Далее":
В следующем окне, выбираем второй пункт "Создание информационной базы без конфигурации для разработки новой конфигурации..." и снова жмём кнопку "Далее":
В следующем окне нам предлагают ввести наименование новой базы, под которым она будет отображаться в списке баз. Введём "Крестики-нолики" и нажмём кнопку "Далее":
В следующем окне необходимо указать путь к пустой папке в которой будет храниться наша база. В данном случае я создал папку "Крестики-нолики" в папке "Базы 1С" на диске D:
В следующем окне оставляем все настройки по умолчанию и нажимаем кнопку "Готово":
После непродолжительной паузы база создана и добавлена в список. Есть два основных режима работы с базой: 1С:Предприятие и Конфигуратор:
В режиме конфигуратора мы делаем настройку и программирование базы, в режиме 1С:Предприятие смотрим, что из этого получилось.
Шаг №2: открываем конфигуратор
Нажмём кнопку "Конфигуратор", чтобы войти в режим конфигуратора:
Шаг №3: открываем дерево конфигурации
Выполним команду меню "Конфигурация"->"Открыть конфигурацию":
Перед нами открылось дерево конфигурации, которое содержит различные разделы конфигурации. Так как мы ещё ничего не создавали, пока эти разделы пустые:
Шаг №4: добавляем обработку
Для размещения логики нашей игры воспользуемся разделом "Обработки". Нажмём правой кнопкой на разделе "Обработки" и выберем команду "Добавить":
Перед нами открылось окно создания новой обработки. Введем имя "КрестикиНолики". Синоним подставится сам. Этого достаточно для того, чтобы сохранить нашу обработку (пока ещё пустую) в базе. Нажмём кнопку "Закрыть":
Шаг №5: первая отладка программы
Проверить, что получилось можно из режима пользователя (1С:Предприятие). Чтобы попасть в него прямо из конфигуратора выполним команду меню "Отладка"->"Начать отладку":
Так как мы внесли изменение в базу нас спрашивают согласны ли мы принять это изменение. Такой вопрос нам будет задаваться постоянно в процессе разработки. Отвечаем согласием (кнопка "Да"):
База запустилась в режиме "1С:Предприятие". Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. Но как мы видим работать с ней пока сложно - просто не из чего выбирать. Странно, ведь обработку мы уже создали и по идее она должна появиться на жёлтой панели:
Причина в том, что мы не создали визуального представления для нашей обработки. Такое представление называется формой - давайте создадим его. Закроем окно 1С:Предприятия и вернёмся в конфигуратор.
Эталонная база, после выполнения всех шагов этого урока
Для учеников
Прибегайте к изучению эталонного варианта только после самостоятельного выполнения всех шагов.